Морская ледостойкая стационарная нефтяная платформа находится в Каспийском море. На ней в две смены по 12 часов в день в две вахты трудятся 118 человек. Блогер sergeydolya делится с читателями «Частного корреспондента» своим рассказом о буднях нефтедобычи.
О том, как добывают нефть, я уже подробно писал. Сегодня я расскажу о том, как устроена Морская Ледостойкая Стационарная Платформа (МЛСП) на примере нефтяной платформы в Каспийском море.
Хоть платформа и стоит почти в центре Каспия, глубина здесь всего 12 метров. Вода прозрачная и дно хорошо просматривается с вертолёта.
Данная буровая начала качать нефть чуть меньше года назад 28 апреля 2010 года и рассчитана на 30 лет эксплуатации. Она состоит из двух частей, соединённых между собой 74-метровым мостом:
В жилом блоке, размером 30 на 30 метров, живут 118 человек. Работают в 2 смены по 12 часов в день. Вахта длится 2 недели. Купаться и рыбачить с платформы строго запрещено, также как и выкидывать за борт любой мусор. Курить можно только в одном месте в жилом блоке. За выкинутый в море бычок тут же увольняют:
Жилой блок называется ЛСП2 (Ледостойкая Стационарная Платформа), а основная буровая — ЛСП1:
Ледостойкой она называется, потому что зимой море покрывается льдом и она рассчитана ему противостоять. Шланг, который вы видите на фотографии — это морская вода, которую использовали для охлаждения. Её забрали из моря, прогнали через трубы и вернули обратно. Платформа построена по принципу нулевого сброса:
Вокруг платформы постоянно курсирует судно обеспечения, способное принять на борт всех людей в случае аварии:
Рабочих на станцию доставляют вертолётом. Лететь час:
Перед полётом все проходят инструктаж, а летят в спасательных жилетах. Если вода холодная, то ещё и гидрокостюмы заставляют надевать:
Как только вертолёт приземляется, на него направляют 2 брандспойта — пожаров здесь очень боятся:
Прежде чем попасть на платформу, все прилетевшие проходят обязательный инструктаж по технике безопасности. Для нас провели расширенный инструктаж, так как мы попали на платформу впервые:
Передвигаться по ЛСП1 можно только в касках, рабочих ботинках и куртках, а вот в жилом блоке можно ходить хоть в домашних тапочках, что многие и делают:
Морская платформа — объект повышенной опасности, и безопасности здесь уделяют очень много внимания:
На жилом блоке и на ЛСП 1 есть спасательные шлюпки, каждая из которых вмещает по 61 человеку. Таких шлюпок 4 на жилой ЛСП2 и 2 на ЛСП1, то есть все 118 человек смогут спокойно поместиться на спасательные средства — это вам не Титаник:
Пассажиров с корабля поднимают на специальном «лифте», вмещающем 4 человека одновременно:
В каждой комнате на каждой палубе есть указатели направления эвакуации — красные стрелки на полу:
Все провода аккуратно убраны, низкие потолки или ступеньки обозначены красно-белой полосатой маркировкой:
В конце нашей экскурсии я узнал, что эту платформу полностью построили у нас. Я был удивлён, так как был уверен, что она «иномарка» — совком здесь и не пахнет. Всё сделано очень аккуратно и из качественных материалов:
Так как фотографий и информации очень много, я решил разбить свой рассказ на 2 поста. Сегодня расскажу о жилом блоке, а о самом интересном — о скважинах и процессе добычи — в следующем посте.
По ЛСП2 нас водил сам капитан. Платформа-то морская, и главный здесь, как и на корабле, капитан.
В жилом блоке есть дублирующий ЦПУ (Центральный Пульт Управления). Вообще, всё управление дОбычей (нефтяники ставят ударение на О), ведётся с другого пульта управления, расположенного на ЛСП1, а этот используется как резервный:
Из окна резервного пульта хорошо видно рабочий блок:
Кабинет капитана, а за дверью слева его спальня:
Покрывала на кроватях и цветное постельное бельё — единственное, что диссонирует с европеидным обликом буровой:
Все каюты были открыты, хотя их хозяева находились на смене. Воровства на платформе нет, и двери никто не закрывает:
Каждая каюта оборудована своим санузлом с душевой кабиной:
Кабинет инженеров:
Врач платформы. В основном сидит без дела:
Местный лазарет. Вертолёт прилетает не каждый день, и в «случае чего» больной может отлежаться здесь под присмотром врача:
На платформе работает много девушек:
Перед столовой все моют руки:
В столовой было 4 варианта обеда на выбор:
Я выбрал треугольные пельмени «Прощай диета»:
Запас еды и воды позволяет платформе автономно существовать в течение 15 дней. Алкоголь строжайше запрещён, так как в случае аварийной ситуации все люди должны быть в адекватном состоянии.
Всё управление Морской Ледостойкой Стационарной Платформой (МЛСП) происходит с Центрального Пульта Управления (ЦПУ):
Вся платформа нашпигована датчиками, и даже если где-то в неположенном месте рабочий закурит сигарету, об этом сразу будут знать в ЦПУ и, чуть позже, в отделе кадров, который подготовит приказ об увольнении этого умника ещё до того, как вертолёт доставит его на большую землю:
Верхняя палуба называется Трубной. Здесь собирают свечи из 2—3 бурильных труб и отсюда же управляют процессом бурения:
Трубная палуба — единственное место на буровой, где есть хоть какой-то намёк на грязь. Все остальные места на платформе надраены до блеска.
Большой серый круг справа — это новая скважина, которую в данный момент бурят. На бурение каждой скважины уходит около 2 месяцев:
Подробно процесс бурения я уже описывал в посте о том, как добывают нефть:
Главный бурильщик. У него кресло на колёсиках с 4 мониторами, джойстиком и разными другими клёвыми штуками. Из этого чудо-кресла он управляет процессом бурения:
Насосы, качающие буровой раствор под давлением в 150 атмосфер. На платформе 2 рабочих насоса и 1 запасной (о том, зачем они нужны и о назначении других устройств, читай в статье о том, как добывают нефть):
Шарошка — долото. Именно она находится на острие бурильной колонны:
С помощью бурового раствора, нагнетаемого насосами с предыдущей фотографии, крутятся эти зубья, а выгрызанная порода уносится наверх с отработанным буровым раствором:
На данный момент на этой буровой платформе уже работает 3 нефтяных, 1 газовая и 1 водяная скважины. Ещё одна скважина находится в процессе бурения.
Единовременно можно бурить всего одну скважину, а всего их будет 27. Каждая скважина от 2,5 до 7 километров длинной (не глубиной). Нефтяной пласт залегает на 1300 метрах под землёй, так что все скважины горизонтальные и как щупальца расходятся от буровой:
Дебит скважин (то есть, сколько нефти она качает в час) от 12 до 30 кубов:
В этих баллонах-сепараторах попутный газ и воду отделяют от нефти, и на выходе после прогона через установку подготовки нефти, которая отделяет от нефти все примеси, получают товарную нефть:
От Платформы проложен подводный трубопровод длиной 58 километров до плавучего нефтехранилища, установленного вне ледовой зоны Каспия:
В трубопровод нефть закачивают магистральные насосы:
Эти компрессора качают попутный газ обратно в пласт для поддержания пластового давления, которое выталкивает нефть на поверхность, соответственно, отдача нефти становится больше:
Воду, которую отделили от нефти, очищают от механических примесей и возвращают обратно в пласт (ту же самую воду, что и выкачали из недр)
Насосы 160 атмосфер закачивают воду обратно в пласт:
На платформе есть своя химическая лаборатория, где контролируют все параметры нефти, попутного газа и воды:
Буровую снабжают электричеством 4 турбины, работающие от попутного газа, суммарной мощностью около 20 МЕГАватт. В белых ящиках турбины на 5 мегаватт каждая:
Если турбины по каким-либо причинам отрубятся, буровую будут питать резервные дизель-генераторы:
Электрощитовая занимает 2 этажа:
Специальные котлы дожигают выхлоп из турбины и им обогревают жилой комплекс. То есть, даже выхлоп, как у машины из глушителя, утилизируется и в атмосферу попадает ноль загрязняющих веществ:
Мы застали редкий момент, когда попутный газ просто сжигали на факельной стреле, так как в это время заливали бетон между стенками скважины и обсадной колонной, а вообще, 98% попутного газа используется на собственные нужды: