«Новая газета» опубликовала подсчеты Федеральной антимонопольной службы о том, насколько завышают свои тиражи российские глянцевые и специализированные журналы. В среднем, получается, – в три раза.
Способ подсчета был прост. Большинство этих изданий печатаются в братской и солнечной Финляндии (ибо типографская отрасль в России развалена или неконкурентоспособная). Поэтому узнать реальный тираж можно через Таможенную службу России.
Одним из лидеров по накрутке стал журнал «Медведь» – у него заявленный тираж в почти 9 раз выше реально ввезенного и зарегистрированного на таможне (вместо 84 тысяч заявленных реально ввозится в страну лишь около 9 тысяч экземпляров).
Впрочем, есть в этом «рейтинге» и другие подобные примеры. Но обвинять издателей в мошенничестве глупо – они под этим соусом сдирают деньги с рекламодателей. Конечно, многие из них неприятно удивятся тому, что издание, полоса рекламы в котором может стоить до 10 тысяч долларов (и даже выше), в реальности читает в 3 раза меньше народу.
Но давать деньги они все равно не перестанут. Во-первых, потому что в рекламной индустрии в РФ полностью отсутствие даже понятие аудита. Рекламные бюджеты крупных компаний, как правило, распиливаются на раз и два, а страничка в пафосном «бизнес» или глянцевом журнале является нужным прикрытием – мол, вот труды наши. Во-вторых, это системы откатов.
Однако мы хотим еще больше огорошить и рекламодателей, и самих уважаемых издателей. В исследовании антимонопольной службы из чувства гуманизма не приводятся реальные тиражи изданий по продажам. То есть, с учетом так называемого «возврата» – части нераспроданного тиража.
У дорогих глянцевых журналов норма невозврата – от 25 до 40 процентов от поставленного в распространительскую сеть тиража. Данные эти легко можно проверить – достаточно просто поинтересоваться у киоскеров, продающих глянцевую древесину. Если же считать с учетом этого фактора, то весь пафос и гламур российского издательского бизнеса просто исчезают.
К примеру, журнал ROLLING STONЕ. Заявленный тираж – 110 тысяч, реально ввозится в Россию около 30 тысяч экземпляров. Реально продается, по всей видимости, не более 15-20 тысяч экземпляров. Плюс-минус.
Так что, пора бы господам рекламодателям потребовать серьезных скидок от «глянца» на рекламу. А еще лучше – научиться грамотно вести рекламные компании в Интернете. Это и дешевле, и дает аудиторию, несравнимую ни с каким глянцем (да, да, «нас читают руководители, бизнесмены и элита», оставим эти разводки для совсем лохов). Глянец читают российские подростки, зажилившие у родителей денег на семки и пиво, и пропащие домохозяйки.