Новая внешняя политика России. Возвращение воина-НЕТ'Der Spiegel', Германия Примерно год назад Владимир Путин отправился на восток страны. Глава правительства России сел в канареечно-жёлтый мини-автомобиль «Лада» — в благодарность за бесплатную рекламу пребывающий в кризисе производитель в результате назвал этот цвет «премьер» — и, путешествуя по Сибири, делился с миром новостями.
Сообщения о том, что в на самом деле судьбой страны руководит не президент Дмитрий Медведев, а по-прежнему он сам, Путин назвал «болтовнёй». И вообще — скучной ему кажется прежде всего внешняя политика и все эти многочисленные протоколы, сказал он. И, как будто бы желая подтвердить эти слова, чуть позже отшил Хиллари Клинтон, когда Госсекретарь США, всегда учитывающая истинное распределение власти в России, обратилась к нему с просьбой о встрече. Внешняя политика, непринуждённо ответил правительственный аппарат Путина, — это дело Кремля.
Однако теперь от мнимой дипломатической индифферентности Путина не осталось и следа. Нигде его предстоящее возвращение в Кремль после президентских выборов 2012 года не заметно так явно, как во внешней политике. Хотя Путин формально всё ещё занимает пост главы правительства, но после объявления его кандидатом в президенты Путин вместе с Медведевым на переговорах взяли украинского президента Виктора Януковича в оборот. И в своём интервью московской ежедневной газете «Известия» на этой неделе Путин позволил себе изложить общественности своё внешнеполитическое видение относительно создания «Евразийского союза» как связующего звена между Азией и Европой.
Нео-имперская русская великодержавность
«Иностранных комментаторы лишились своего любимого занятия, — ехидничает эксперт по внешней политике Фёдор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике». Им не придется больше ломать голову, кто из двух участников тандема больше влияет на российскую внешнюю политику.»Эксперимент с Медведевым закончен, говорит эксперт. И с возвращением Путина акценты Москвы сдвигаются.
Четыре года назад Медведев был занесён в Кремль «волной либерализма и западничества», — говорит публицист Александр Дугин. Теперь, как надеется политолог и идеолог нео-имперской русской великодержавности, Путин возвращается «к власти на волне евразийства».
Под руководством либерально настроенного президента Медведева Кремль на международной арене время от времени устраивал настоящие сюрпризы. Так, этой весной во время голосования в Совете Безопасности ООН по поводу решающей резолюции о Ливии Россия воздержалась. Москва тогда отвернулась от Триполи неожиданно быстро и недвусмысленно. Кремль внезапно бросил своего давнего союзника Каддафи и открыл путь: для введения запретной для полётов зоны и последующего свержения диктатора.
Но с тех пор как Россия наложила вето на внесённую США резолюцию по Сирии, весь мир видит: люди-«нет» из Москвы снова здесь. На заседании Совета Безопасности ООН Постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин вступил в открытый обмен ударами со своей коллегой из США Сьюзан Райс. Россия, заявил Чуркин, не может согласиться с санкциями, которые могут привести « в результате к дестабилизации всего региона». Германия, Франция, Великобритания и Португалия смягчили свой проект резолюции, текст которого для поддержания давления на правительство Башара аль-Асада теперь требовал не «санкций», а «целенаправленных мероприятий». Чуркин, однако, продолжал упорствовать и, таким образом, стал выразителем мнения друзей Асада. (ссылка — http://www.spiegel.de/politik/ausland/0,1518,789703,00.html)
«Ястребы» рядятся в одежды миротворцев
Сирия является важнейшим союзником России на Ближнем Востоке. В средиземноморском городе Тартусе Кремль содержит военную базу. Дамаск считается платежеспособным клиентом русских оружейников. По данным специального издания «Moscow Defense Brief», Сирия хочет приобрести в России самолёты, артиллерию и ракеты класса «земля-воздух» на сумму более четырёх миллиардов долларов. С другой стороны, русский концерн Татнефть объявил о намерении инвестировать в разработку одного из сирийских нефтяных месторождений, расположенного недалеко от границы с Ираком, почти 13 миллиардов долларов.
В пятницу высказался всё-ещё-президент Медведев. Сирийское руководство должно приступить к реформам, а если это невозможно, то оно должно сложить полномочия. (ссылка — http://www.spiegel.de/politik/ausland/0,1518,790562,00.html) Однако, пока это не более чем косметическая риторика. Вето никуда не делось
В Москве, в отличие от обсуждения ливийского вопроса, критических выступлений в отношении Асада в настоящее время не слышно. Вместо этого русских «ястребов» чествуют как миротворцев. «Россия предотвратила новую войну», сообщает в заголовке правительственная «Российская газета». Проект резолюции сознательно «был плохо подготовлен», голосование напоминало «клоунаду перед телекамерами», с помощью которой США хотели выдать себя за друзей сирийской оппозиции.
Россия имеет «собственные геополитические интересы, в том числе и на Ближнем Востоке. И если мы говорим американским планам «нет», то это значит, что Вашингтон должен считаться с этим мнением», — говорится в статье.
С момента начала Арабской весны российский консервативный истеблишмент с тревогой следит за демократическими движениями и восстаниями на Ближнем Востоке. Считается, что в Сирии действуют «провокаторы с оружием в руках», которые совершают вооружённый переворот. С тех пор, как носитель либеральных надежд Медведев самоустранился, противовеса «ястребам» больше нет
|