Первый серийный автожир А-002М. Это про него президент России, посещая Иркутский авиационный завод, спросил с удивлением: "А это что за малыши?"
[
Иркутский авиазавод обратился к автожирами в середине 90-х годов, с приходом инициативной группы преподавателей ИВВАИУ. Тогда была образована лаборатория легкой авиации, позже выросшая до опытно- конструкторского бюро. Почему? Да потому что жизнь требовала диверсификации деятельности, и, в первую очередь, выпуска высокотехнологичной гражданской продукции, которая, в то же время, была бы доступна достаточно широкому кругу потребителей. А у автожира практически нет конкурентов по соотношению «цена и летные достоинства».
Какими же такими летными преимуществами обладает этот вид авиационной техники? Почему ИАЗ занялся именно ими, а не, скажем, легкими вертолетами? Вот только несколько достоинств, выгодно отличающих автожир от другой авиационной техники:
Практически все автожиры способны к вертикальной посадке, к тому же, эти аппараты способны «висеть» в воздухе при сильном встречном ветре. Таким образом, по маневренности они находятся между самолётами и вертолётами, несколько уступая вертолётам и абсолютно превосходя самолёты. Также автожиры превосходят самолёты и вертолёты по безопасности полёта. Так, самолёту опасна потеря скорости, он может попасть в неуправляемый режим полета - в штопор. Автожир при потере скорости начинает просто снижаться, а при отказе мотора он, в отличие от вертолета, не падает, а планирует, используя эффект авторотации. Хотя при взлете автожиру, в отличие от вертолета, требуется хоть небольшой (до 30 м.), но пробег, зато посадить его можно на любом свободном пяточке земли. В то же время при скорости встречного ветра более 8 м/с автожир может взлететь с места.
Скорость автожира сравнима со скоростью лёгкого вертолёта и несколько уступает лёгкому самолёту. По экономичности они превосходят вертолёты, и сравнимы с лёгкими самолётами. Типичные автожиры летят со скоростью до 170 км/ч (рекорд 207,7 км/ч), а расход топлива составляет 15 л на 100 км при скорости 120 км/ч. Таким образом, по скорости и экономичности автожир напоминает автомобиль, с той разницей, что не застревает в дорожных пробках. К тому же, автожир использует автомобильный бензин. Производимый на ИАЗе серийный автожир А-002М прост в пилотировании и эксплуатации. Его двигатель работает на автомобильном бензине А-98. Автожир может поднимать двух человек (не считая пилота) или соответствующий по массе груз. А это делает его, по сути, воздушным такси.
Ещё одним из преимуществ автожиров является широкий обзор и гораздо меньшая, чем в вертолётах, вибрация, что делает их очень удобными для аэрофотосъёмок, видеосъёмок и наблюдения. Серьезные перспективы открываются у автожиров производства Иркутского авиационного завода в связи с развитием туризма на Байкале. Серийный образец, представленный заводом в Улан-Баторе в 2006 году, вызвал ажиотаж у монгольских туроператоров, оценивших уникальные свойства этого летательного аппарата – ведь в Монголии у интуристов популярны фотосафари, а автожир, как никакая другая техника, дает возможность максимально приблизиться к объекту фотосъемки. Впрочем, эти качества автожира востребованы не только в туризме.
ОАО «Иркутскэнерго» успешно использует автожир для проведения мониторинга линий высоковольтных передач, присматриваются к автожирам специалисты МЧС и пограничники, а мэр одного из отдаленных северных районов Иркутской области заявил, что такой аппарат мог бы обеспечить медицинское обслуживание на всей территории муниципального образования, да и не только медицинское...
Основные характеристики автожира А-002М:
- экипаж – 1 чел;
- пассажиры – 2 чел;
- Мощность двигателя, л.с. 240
- скорость полета – от 40 до 200 км/час;
- длина разбега – 0 … 30 м;
- высота полета – до 3500 м;
- Продолжительность полета, 3,5 ч;
- масса полезной нагрузки – 150 кг;
- дальность полета с полной нагрузкой – 430 км.
Первый полёт опытного автожира А002 состоялся 6 июля 2002 года, а 4 августа 2005 года начались испытания серийного автожира и работы по получению «сертификата типа» на автожир А002М в соответствии с Авиационными правилами АП-27. Серийно выпускается с 2009 года.
Мотор построен - вы будуете смеяться - на базе обычного автомобильного оппозитника Субару, от Импрезы WRX. Турбонаддув, интеркулер, 98-й автобензин. Оригинален разве что редуктор привода винта.
Забавно, что на первых экземплярах пытались использовать американский авиационный мотор - он показал себя ненадежным, тяжелым и маломощным. А вот автомотор Субару оказался самое то. Что, в общем-то, и неудивительно - не секрет, что четырехцилиндровый оппозитник Субару получен японцами путем обрезки восьмицилиндрового авиационного мотора (вообще-то фирма Fuji Heawy Industries, владелец марки Субару, именно их и делает, а автомобилями занялась как ширпотребом), широко применяющегося в легкой коммерческой и сельхозавиации.
И вообще, изначально иркутский автожир по своим эксплуатационным параметрам был задуман именно как многоцелевой летательный аппарат массового спроса, содержание, обслуживание и применение которого не ограничивалось бы какими-то специальными условиями. В качестве топлива — автомобильный бензин, обслуживание силами 1-2 человек, а габариты, вес и складной пилон позволяют буксировать машину автомобилем и хранить ее в обычном гараже!
Собственно, здесь самое время познакомиться еще с одним человеком, можно сказать, с главным идеологом иркутского автожира — это ведущий конструктор Андрей Павлович Татарников, которого мы застали в проектно-испытательной лаборатории ОКБ. Концепция нового аппарата, которую Андрей Павлович в свое время представил на суд всевозможных комиссий, звучала просто и понятно: — Экономически обоснованная область использования в условиях безаэродромного базирования, там, где затруднено или невозможно применение самолетов, а применение вертолетов неоправданно дорого. Автожир предназначен для решения задач, характерных для легких вертолетов, но с улучшенными показателями по критерию стоимость-эффективность.
Проще говоря, это летательный аппарат, по возможностям очень близкий к вертолету, но по специфике управления, эксплуатации и по затратам на содержание схожий с автомобилем. Закрытая отапливаемая кабина вместимостью 3 человека с пилотом, взлетная масса 1060 кг, ресурс из расчета 2000 посадок (заметим, именно посадок, как неизбежный итог взлетов — такова диалектика в авиации) и срок службы 10 лет.