Задумывались ли вы, насколько много в современной детской литературе персонажей женского пола, способных стать примером для подражания маленьких девочек? Британские исследователи попытались ответить на этот вопрос и пришли к неожиданному выводу: таких персонажей в детской литературе в наши дни стало крайне мало. Не только в художественной литературе, но и в самых обычных сказках, засилье мужских персонажей просто поражает. К примеру, количество положительных женских персонажей в детской литературе, способных стать примером для подражания для совсем юных девочек, составляет не более 31% от общего числа героев. Особенно показательным в данном вопросе стала всеми любимая сказка о приключениях Вини-Пуха, в которой исследователи нашли только одиного персонажа, очевидно имеющего женскую природу происхождения – мама Кенги!
Как отмечают психологи, этой тенденции необходимо уделить самое пристальное внимание, ведь она чревата очень серьезными последствиями. Если для мальчиков поиски положительных персонажей, способных повлиять на формирование их собственной картины мировоззрения, практически всегда заканчиваются успехом, то для девочек осуществить подобное становится очень тяжело. В результате этого может произойти нарушение гармоничности развития психики ребенка и его представлений об окружающем мире, функциях полов в нем.
Исследования доказали, что данная тенденция возникла во второй половине XX века, а в этом столетии она только усилилась. До этого, писатели, особенно детские, старались создавать своих персонажей, примерно поровну разделяя их по половому признаку. При этом абсолютное большинство положительных женских персонажей наделялись такими качествами, которые могли обучить совсем юных дев особенностям поведения, обязанностям, этикету и прочим элементам правильного воспитания. Для того, чтобы убедиться в этом, даже не нужно быть знатоком литературы Нового времени. Достаточно взять и прочесть сборник народных сказок.
Правда, многие исследователи считают, что глобальные последствия данной тенденции могут быть ограничены тем фактом, что для большинства современных детей основным источником получения информации стали не книги, а интернет. К слову, как обстоит дело с делением по половому признаку в источниках детской информации всемирной паутины, исследователи пока затрудняются ответить.
|