Преобразования в политической и экономической жизни России в конце 80-х годов ХХ века привели к росту экономической активности населения, увеличению его доходов. Одновременно началось зарождение рынка ценных бумаг. Фоном для этих процессов служили рост инфляции и недоверие к государственным финансовым институтам. Эти события послужили предпосылками для роста интереса россиян к услугам коммерческих структур и спровоцировали возникновение первых российских финансовых пирамид.
Сумма ущерба, причиненного финансовыми пирамидами с 1991 года, оценивается в 1 трлн. 983 млрд. 100 млн. неденоминированных руб. и 14 млн. 300 тыс. долларов… Число россиян, пострадавших от деятельности различных мошеннических финансовых схем превышает 20 млн. человек. В 2008 году правоохранительные органы прекратили деятельность 28 финансовых пирамид. А с начала 2009 года прекращена деятельность еще 12 финансовых пирамид.
По данным Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров, с 90-х годов ХХ века по сегодняшний день выявлено свыше 1700 финансовых компаний, привлекавших денежные средства населения и не выполняющих финансовые обязательства перед вкладчиками и акционерами. 29 декабря 2008 г Правительство Российской Федерации утвердило «Стратегию развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года». И еще одна цитата из того же документа: «Финансовая грамотность населения России находится на низком уровне. Большинство граждан не разбираются в финансовых инструментах и связанных с ними рисках, не доверяют финансовой системе после многочисленных случаев потерь (замораживание счетов в Сбербанке, дефолт 17 августа 1998 года, крах финансовых пирамид и т. д.)»
Стратегия развития финансового рынка ставит перед ФСФР России задачу создания в России к 2020 году массового класса частных инвесторов. Выполняя эту задачу, Федеральная служба и ее региональные отделения проводит в плановом порядке мероприятия, направленные на повышение потребительской финансовой культуры россиян. А 18 сентября 2008 года в соответствии с приказом Руководителя ФСФР России Владимира Миловидова сформирована Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовому рынку. Группой подготовлен проект «Концепции повышения уровня потребительской финансовой культуры и безопасности граждан России».
Как победить эту напасть? Для этого нужно просто понять, на какой стадии она зарождается. Если за консультацией граждане обращаются в 30—50 лет, уже с накопленным багажом проблем, логично предположить, что они начинают появляться на уровне школы-института.
Российские регионы постепенно включаются в работу по повышению потребительской финансовой культуры своего населения. Наиболее активно такая работа проводится в Москве, правительство которой приняло в мае 2009 года Постановление «О концепции развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг». Данный документ, предусматривает «повышение уровня финансовой грамотности населения в целях формирования массового класса инвесторов, включая разработку программы базового финансового образования школьников на основе межпредметных связей и ее реализацию на всех ступенях обучения».
Исправить положение можно в школе и вузе, где дети проводят большую часть времени, приобретая новые знания. Если со школы постепенно прививать подрастающему поколению принципы грамотного управления личными финансами, то львиную долю ошибок в будущем удастся исключить. Соответственно, встает вопрос о том, кто будет этим заниматься, — вряд ли школьники и студенты предпочтут самообразование. Значит, не остается ничего лучшего, как возложить столь почетную миссию на преподавателя вуза и учителя в школе — полностью или хотя бы частично, с привлечением специалистов извне.
Итак, все проблемы решаемы на практике. Некоторые прогрессивные вузы и школы уже участвуют в этом процессе, и это свидетельствует о том, что такое возможно. Важны лишь принципиальное желание образовательных учреждений и поддержка со стороны экспертов и методистов, и тогда все обязательно сложится. Проблема большинства наших сограждан в том, что они этой финансовой грамотности не имеют. Ей не обучают в школах и институтах. Несмотря на обилие книжек на книжных прилавках, я не могу порекомендовать ни одну из них в качестве хорошего учебника о том, что же на самом деле представляют из себя инвестиции, и как же на самом деле работают финансовые рынки. Те же книги, Роберта Кийосаки из серии "Богатый папа, бедный папа", которые пробудили у многих интерес к инвестированию (и которые я рекомендую обязательно прочитать, если вы еще этого до сих пор не сделали), носят скорее мотивирующий характер, чем являются объяснением "правил игры".
Конечно, сейчас существуют различные тренинги, курсы, книги и масса литературы по финансовой грамотности. Но не только школьники и студенты должны учиться финансовой грамотности, но и взрослые. Ведь финансовая грамотность сегодня, зачастую, необходима в решении повседневных (дабы не попасть в руки интернет-мошенников, пирамид, МЛМ, да и людей, которые хотят нажиться на доверчивых граждан), и чаще в деловых вопросах (куда и как вкладывать акции, что такое облигации, фьючерсы, опционы, рынок ценных бумаг, ПИФы и т.д.).
Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его. (В.Гюго) Чего не хватает Вашему поколению, так это финансового образования, необходимого для финансовой безопасности. Ваши академические или профессиональные успехи не имеют практически никакого отношения к финансовому успеху.(Роберт Кийосаки).
|