Если бы терактов 11 сентября не было, их стоило придумать - мнениеЭксперты о террористах, партизанах, заговорах и уроках 11 сентябряЕсли бы терактов 11 сентября не было, их стоило бы придумать. Как отметили эксперты и специалисты, собравшиеся на днях в ИД «Московский комсомолец» на круглый стол «10 лет трагедии 9/11», мнение о том, что теракты спланировали и осуществили исламисты, бросившие, якобы тем самым вызов миру, отвергаются сегодня немалой частью человечества.Наоборот, у многих наблюдателей возникло убеждение, что именно правительство США получило дивиденды от той трагедии. В частности, французский политолог Тьери Мейсан и бывший депутат Европарламента от Италии Джульето Кьеза – авторы фильма "9/11. Расследование с нуля», считают, что причиной терактов был внутренний заговор, а не действия террористической организации,
«Мы знаем о том, что 11 сентября 2001 года пассажирские лайнеры были направлены в башни Всемирного торгового центра и в здание Пентагона... Погибло около трех тысяч человек, -сказал ведущий круглого стола редактор международного отдела ИД МК Андрей Яшлавский. – Буквально через несколько дней после терактов Дж.Буш выступил с программным заявлением, в котором обвинил пресловутую «Аль-Каиду» в терактах и призвал к войне против террора, которую неосмотрительно назвал «крестовым походом». Войне была придана определённая тональность. И вот уже 10 лет этой войне не видно конца и края».
«Какие плоды она принесла? - задался вопросом Яшлавский.- Скорее горькие. В то же время, правительство США использовало теракты, как повод для ряда действий, как во внешней, так и во внутренней политике, которые не могли бы осуществиться в другой обстановке. Критики американской политики вспоминают, помимо развязанных войн в Афганистане и Ираке, так же и принятие так называемого «Патриотического акта», ограничивающего свободы граждан». По мнению директора центра арабских и исламских исследований института Африки Александра Ткаченко, к 11 сентября привел комплекс причин. «И первая из них ближневосточный конфликт - незаживающая рана для мусульман. Отсюда - ощущение несправедливости и вопрос как на неё ответить и отвечать ли вообще. Жить в унижении или начать изменения? - отметил эксперт. - Поэтому появились движения под исламскими лозунгами, требовавшие справедливости. На Ближнем Востоке десятилетиями правили авторитарные секуляристские режимы, лояльные Западу. Они применяли против «исламистов» самые жёсткие средства подавления. Однако, это не стало преградой для 11 сентября».
В ходе обсуждения участники круглого стола остановились на том, какое определение дать понятию «терроризм». В итоге оказалось, что в зависимости от страны, от места и времени, этот термин может применяться к самым различным группам и акциям.
Имеется более 100 определений терроризма. К тому же являясь методом, он вполне присущ тем движениям, относящимся к партизанам или комбатантам, которые под огонь так называемой «борьбы с террором» не попали.
Как подчеркнул заместитель главного редактора сайта Полит.ru Борис Долгин, «на уровне международного права определение термина терроризм затруднено, в связи с тем, что имеются остатки представлений о национально-освободительной борьбе».
Один из примеров такого террориста-комбатанта вызвал оживлённую дискуссию среди присутствовавших на круглом столе.
Андрей Яшлавский напомнил о Менахеме Бегине, который в 1946 году, будучи главарём еврейской террористической организации «Иргун», устроил взрыв в британской штаб-квартире в отеле «Царь Давид» в Иерусалиме, при котором погиб 91 человек. Через два года эта же группа организовала нападение на арабскую деревню Дейр-Ясин, где было убито около 200 человек. Тем не менее, это не помешало Бегину стать позднее премьер-министром Израиля, представлять эту страну на международной арене, в том числе и поставив подпись под Кемп-Дэвидскм мирным соглашением с Египтом.
Характеристика личности Бегина, как террориста, вызвала возражение со стороны директора издательства «Гешарим – Мосты культуры», израильского гражданина Михаила Гринберга. Израильский издатель вслед за Бегином утверждает, что в обоих случаях, были сделаны предупреждения об атаках, и поэтому это была партизанская, а не террористическая борьба. Между тем, сам Бегин в 1970-х гг. не отрицал, что он террорист, за поимку которого англичане в своё время обещали награду в 30 тыс. долларов . Касаясь истоков событий 11 сентября, в том числе заявлений о том, что ближневосточная проблема, была одной из главных их причин, Гринберг сказал: «Кто-то считает, что терроризм исчезнет с ликвидацией Израиля. Может Израиль и исчезнет, на все воля Божья. Но он не пойдёт на попятную. Израиль будет сражаться до последнего еврея».
Столь воинственное заявление еврейский общественный деятель, однако, смягчил, цитатой из иудейской книги. «В Талмуде сказано, что всё – и хорошее, и плохое – от евреев. Поэтому народы мира должны поставить возле каждого еврея стражника, дабы удержать его от плохого», - указал он.
Участники круглого стола согласились с тем, что события 11 сентября воспринимаются как нечто эпохальное, и не только для американцев, но и для всего мира. Однако наступившая «новая эра» в международных отношениях далека от завершения. А поэтому извлекать уроки из трагедии 9/11 человечеству придётся ещё долго.
|