При взгляде из Москвы может показаться, что Бараку Обаме, во время последней встречи нашептавшему что-то не вполне, с американской точки зрения, «патриотическое» на ушко Дмитрию Медведеву, теперь придется несладко. Мол, республиканцы заклюют его за «мягкость» по отношению к России в вопросе ПРО. Однако нашим «ястребам», гордящимся тем, что мы, мол, вон какие по-прежнему страшные для американцев, не стоит обольщаться.
Напомню: Обама обещал Медведеву во время их последней встречи в Сеуле, что он сможет быть «гибче» в вопросе о ПРО после своего переизбрания на второй срок. Медведев, в свою очередь, обещал «передать это Владимиру». Конфиденциальный разговор услышали журналисты — микрофоны оказались включенными. Мало того что Twitter теперь изгаляется на тему «я передам это Владимиру», так еще и республиканцы решили оседлать, как им кажется, верного конька, чтобы атаковать Обаму в избирательной кампании. Они пытаются использовать сюжет по полной программе. Митт Ромни, лидирующий с двукратным отрывом от ближайшего соперника Рика Санторума в республиканских праймериз, объявил Россию«главным геополитическим оппонентом», который всякий раз действует на международной арене вопреки Америке, поддерживая ее врагов типа Сирии или Ирана. А спикер Палаты представителей Конгресса США (там у республиканцев большинство, стало быть, и спикер — республиканец) Джон Беннер выпустил от имени своей фракции пространное обращение, обвиняющее Обаму в небрежении национальными интересами. А перед этим конгресс уже принял резолюцию, предостерегающую против всяких уступок России в вопросе ПРО. Это, в частности, является верным признаком того, что в будущем от конгресса вряд ли стоит ожидать ратификации какого-либо соглашения с Москвой на эту тему (для этого требуется две трети голосов сената, где у демократов такого большинства нет и не предвидится).
Не следует преувеличивать и обещание «гибкости» со стороны Обамы. В данном случае он всего лишь хотел сказать следующее: друг Дмитрий, оставь меня с этим ПРО сейчас в покое, вот пройдут выборы, там посмотрим; да и у вас уже приступит к обязанностям совсем другой человек (почему-то наши комментаторы не допускают мысли о том, что фраза Обамы на самом деле была лишь вежливой формой указания на то, что с Медведевым разговаривать вообще-то уже бесполезно).
Что же касается республиканцев, то они сейчас решают свои внутренние проблемы. Ромни крайне важно доказать костяку своей партии, что он «правее папы римского». Республиканская партия в последние годы сильно (некоторые считают, что непозволительно сильно) эволюционировала вправо. Тон на праймериз задают именно консерваторы, в том числе из фракции так называемой партии чаепития (TeaParty), взгляды которых трудно назвать иными, нежели махровыми. Для «чайной партии» даже хорошо известный у нас сенатор Джон Маккейн, не упускающий случая лягнуть Россию и лично Путина, считается мягкотелым. И вот бывший губернатор Массачусетса Ромни, «проштрафившийся» перед консерваторами своим противоречивыми заявлениями и действиями в отношении однополых браков, абортов и медицинской реформы, пытается отыграться на «русском вопросе».
Это, может, и поможет ему выиграть праймериз. Но в масштабах общефедеральной кампании против Обамы «русский вопрос» вряд ли будет иметь существенное значение. Россия занимает в умах американцев одно из последних мест. Уж точно после Афганистана, Ирака, Ирана, исламского мира в целом и Китая. И далеко позади всех внутриполитических вопросов. Более того, сегодня отношение к России в Америке — одно из самых благоприятных за последние десятилетия. Что резко контрастирует со степенью распространения антиамериканизма на бытовом и политическом уровне у нас.
По опросам, самое негативное отношение к России наблюдалось в США в начале 1980-х. В 1983 году (данные Harrispoll) 93% американцев считали, что СССР либо недружественно настроен к США, либо является их врагом. В 1990 году 32% граждан США полагали, что СССР есть именно «главная угроза» Америки (данные Pew Research). В последующие 10 лет американцы к нам неуклонно добрели: уже в 1993 году две трети называли нас дружественной державой.
Сегодня по «русскому вопросу», который по значимости за последние годы скатился на нижние строчки в списке американских приоритетов, взгляды размытые — как по всякому неключевому вопросу. Своим главным врагом (что было бы почти созвучно заявлению Ромни) нас считало в этом году всего 2% населения. Последний кратковременный скачок «враждебности» к нам случился в августе 2008 года, во время войны с Грузией, однако уже через год все опять успокоилось. Более 50% опрошенных службой Гэллапа в феврале 2012 года относились к России «благожелательно».
Куда больше в эти дни американцев волнует совсем другой скандал, с которым перешептывание Обамы с Медведевым не идет ни в какое сравнение. Речь идет об убийстве в конце февраля 17-летнего чернокожего подростка Тревора Мартина испаноязычным «дружинником» Джоржем Циммерманом (он из числа гражданских волонтеров, патрулирующих свои предместья в рамках программы Neighborhood Watch). Циммерман на своей машине и в свободное от работы время патрулировал под дождем соседские окрестности и заметил Мартина, медленно бредущего в капюшоне, скрывающем голову. Циммерман позвонил в полицию, доложил о подозрительном типе, а затем сам, когда вышел из машины, подвергся нападению подростка. В ходе завязавшейся стычки он его застрелил, действуя на основании закона о самообороне штата Флорида «Stand Your Ground» (почувствовав угрозу личной безопасности, человек имеет право не бежать от угрожающего, а применить оружие). Теперь по всей стране идут массовые — по несколько десятков тысяч каждая — демонстрации чернокожих. Они обвиняют Циммермана и власти в расизме — мол, как чернокожий, так сразу подозрительный (у Мартина, кстати, не обнаружилось никакого оружия). Требуют возмездия. Сам Обама заявил, что Тревор «был бы похож на моего сына», если бы таковой у Обамы был (между прочим, у Тревора в рюкзаке нашли женские ювелирные украшения и плоскую отвертку, которой хорошо вскрывать окна и машины, а еще — следы марихуаны). В палате представителей в знак солидарности с убиенным выступил конгрессмен-демократ от Иллинойса Бобби Раш. Выступал он в капюшоне, надвинутом на лоб, что вызвало несусветный скандал и удаление его с трибуны.
Вот о чем на самом деле сегодня спорит Америка, вот по какому вопросу призваны определяться политики, вот что попадает на первые страницы газет и в новости на телевидении, вот что поляризует общество, предвыборные расклады в котором сегодня пока на стороне Обамы. Обама проиграет выборы тому же Ромни (у других кандидатов от республиканцев против него вообще нулевые шансы), только если совершит какой-нибудь «политический самострел». Скажем, если выяснится, что он не только обещал Медведеву «гибкость» в вопросе ПРО после выборов, но еще и взял за это взятку — деньгами или акциями «Газпрома». А это вряд ли.
Ист: http://www.forbes.ru