«…При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте»…
Вы узнали, откуда эти строки? Ну конечно же, из рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала». Прогоняют сквозь строй беглого солдата-татарина, и попробуй кто из «братцев» помилосердствовать!
– Я тебе помажу! – угрожает малорослому слабосильному солдату, который недостаточно сильно ударил несчастного, наблюдающий за происходящим полковник. Он награждает «мазилу» оплеухами и командует:
– Подать свежих шпицрутенов!
Закон, всевозможные уложения и приказы, спускаемые «сверху», регламентируют поведение людей, заставляя их порой забывать о милосердии и сострадании. Тот, кто действует в отклонение от предъявляемых требований, по сердечному побуждению, рискует сам чем-то поплатиться. Представительный полковник незадолго до экзекуции молодцевато танцевал на балу со своей красавицей-дочерью, а теперь он – «при исполнении», и весь его предшествующий опыт, похоже, говорит о том, что, проявляя человечность, наград не заполучить – они ложатся на грудь тем, кто выказывает в службе усердие и рвение.
Человек всегда зависим от обстоятельств. Только разные люди ведут себя по-разному, оказавшись в сходных обстоятельствах.
Когда-то давно, в далеком детстве, я прочла щемящий душу рассказ Короленко «Дети подземелья». Это трогательное повествование о судьбах человеческих запомнилось мне на всю жизнь своей пронзительной жалостливостью, состраданием к несчастным, обездоленным людям.
Именно в этом чувстве открываются навстречу друг другу сердца героев произведения – Васи, одинокого ребенка, рано потерявшего мать, и его сурового на вид, а на самом деле подавленного горем отца. «Пан судья», как называет его Тыбурций, предводитель странствующего табора нищих, открывается сынишке с совершенно другой стороны.
Оказывается, он тоже в глубине души сочувствует неимущим людям, от которых общество отвернулось в своем самодовольстве, и не желает признавать за ними права на жизнь. Отец Васи, зная о том, что против этих бедняков, вынужденных промышлять на жизнь мелким воровством, готовится карательная акция, через сына предупреждает их об опасности. Он дает Васе деньги для Тыбурция, который переживает горе: умерла от нищеты и болезни маленькая Маруся… Судья наказывает сыну, чтобы тот не забыл сказать пану Тыбурцию, что «покорнейше просит» его принять вспомоществование…
Владимиру Галактионовичу Короленко повезло меньше, чем революционным демократам, произведения которых стали знаменем идеологии боровшегося и победившего пролетариата: его творческое наследие не столь востребовано. А жаль! Короленко не призывал к свержению самодержавия, но зато его произведения побуждают человека всмотреться в собственное сердце и расчистить под завалами равнодушия родники совести и добросердечия. Его повесть «Слепой музыкант» – чистейшей воды алмаз, сквозь призму которого просвечивает идеал истинно человеческого счастья. И заключается это ни с чем не сравнимое счастье в том, чтобы человеку найти в себе духовные силы понять и осмыслить жизнь других людей, соединить свою судьбу с их судьбами.
В современном нам обществе люди, кажется, напрочь забыли о милосердии и сострадании. Недавно ушедший из жизни выдающийся отечественный философ, социолог, писатель Александр Зиновьев предупреждал нас: «Мы, россияне, должны отбросить всякие иллюзии насчет XXI века. Он будет не веком благополучия, а веком ожесточенной борьбы. Одни будут бороться за выживание, другие за господство над первыми…»
В интервью газете «Российские вести» Зиновьев сказал: «Я вижу единственную надежду для человечества в том, что появится новый человек. Я надеюсь на чудо рождения этого нового человека. Ведь все эти годы шла непримиримая борьба людей практичных, деловых, расчетливых, жестоких, эгоистичных против доброго и гуманного, что есть в нас с вами. Я очень хочу, чтобы новый человек выжил. Если он не выживет – человечество не выживет».
Выходит, спаситель человечества живет в каждом из нас, надо только разбудить его, вызвать к жизни человеколюбие, способность к самопожертвованию.
Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…»
Чуткое сердце услышит эти отовсюду несущиеся призывы людей, находящихся на грани отчаяния: «Братцы, помилосердствуйте!». Милосердны ли мы?..
Елена ИВАНОВА,
член Союза писателей России,
ведущий методист Ставропольского
литературного центра.